|На главную| |В раздел от 0 до года|
Одноразовые
подгузники — блага цивилизации!
На этот раз я предлагаю поговорить об
одноразовых подгузниках (у нас прижилось название «памперсы» хотя это всего
лишь торговая марка). Ко всему, что преподносит нам прогресс, следует
относиться очень осторожно, особенно когда речь идет о маленьких детях. И потом
нужен ли нам такой прогресс, если поколения до 90-х годов (уже прошлого века)
учились пользоваться горшком к 1,5 годам и формировали у себя стойкий навык к
2-м годам, а многих современных детей в 3 года только собираются начинать учить
пользоваться горшком?
Природой предусмотрен естественный механизм
формирования многих функций, рефлексов, и навыков. Важную роль в развитии
ребенка играют простые причинно-следственные связи (если делать так — получишь
это, если чувствуешь это — далее происходит то и т. д.). Какую же роль в
формировании мочеиспускательного рефлекса и умения пользоваться горшком для
ребенка играют одноразовые подгузники?
Как все происходит естественным образом?
Рассмотрим процесс на примере животных — млекопитающих, живущих рядом с нами
кошек и собак. Новорожденные щенки и котята часто нуждаются в материнской
помощи для мочеиспускания и дефекации. Далее процессы налаживаются, щенки и
котята испражняются самостоятельно, но еще не могут контролировать процесс.
Именно в этот момент устанавливается первая причинно-следственная связь:
сначала я чувствую данное напряжение, затем происходит расслабление и я лежу в
луже. Поскольку оказываться в луже по несколько раз на дню холодно и противно —
малыши довольно быстро учатся сползать с подстилки «на газетку». С возрастом
животные все лучше обучаются управлять процессом мочеиспускания и дефекации, и
начинают делать это в определенное время и в определенном месте.
Нечто подобное происходит, когда ребенок одет
в обычные подгузники: у малыша быстро устанавливается причинно-следственная
связь и уже к полутора-двум месяцам такой малыш проявляет беспокойство, когда
собирается помочиться или покакать и внимательная мама может высаживать малыша
над тазиком. Ребенок в такой ситуации быстро и надежно учиться управлять
процессами дефекации и особенно мочеиспускания. Такие дети довольно рано
перестают мочиться по ночам в постель и легко обучаются пользоваться горшком.
Что происходит, когда ребенок постоянно носит
одноразовые подгузники? Момент мочеиспускания никак не отмечается, поскольку
ощущения в подгузнике до и после практически идентичны. Малыш привыкает
мочиться часто, небольшими порциями и не испытывает необходимого сигнального
напряжения, а следовательно не осознает происходящий процесс и возможность его
как-то контролировать. В моей практике встречалось очень много детей страдающих
энурезом (недержанием мочи) и многие из них — это дети которые постоянно носили
одноразовые подгузники до 2-х и даже до 3-х лет. Так же ко мне обращаются мамы
2-х и 3-х летних малышей, у которых трудности с приучением ребенка к горшку.
Многие их этих детей отлично понимают, чего именно от них добиваются родители —
мочиться в горшок, но они не знают, что для этого нужно сделать, так как не
понимают, как это происходит. И тогда психотерапевту приходится за несколько
недель проводить их через процесс формирования мочеиспускательного рефлекса и
научения управлять сфинктерами своего организма (который естественным образом
длится несколько месяцев).
Вторая важная вещь — психоэмоциональное
развитие и соответствующее возрасту половое созревание. На каждом возрастном
этапе ребенок проходит определенную стадию развития и важную роль в этом играет
возможность знакомиться со своим телом и процессами в нем происходящими.
Психоэмоциональное развитие напрямую связано с чувством удовлетворения, которое
ребенок испытывает в различных ситуациях. Умение контролировать все большее
число процессов — важная причина для детского удовольствия. Малыш должен иметь
возможность рассматривать различные части своего тела, наблюдать процессы
(мочеиспускания и дефекации), и рассматривать результаты своих трудов (многие
дети с интересом не только рассматривают содержимое горшка, но и пытаются
потрогать, размазать и попробовать на вкус). Все это важные вещи в развитии
ребенка и если мы лишаем его таких возможностей мы делаем его развитие
однобоким и в старшем возрасте ему придется столкнуться с достаточным
количеством проблем.
И одно мое личное наблюдение, так как у меня
2-х летняя дочка то мне приходится довольно часто бывать на детских площадках.
И наблюдая за детьми, я заметила одну особенность, которая тоже касается
вопроса об одноразовых подгузниках: мальчики которые достаточно долго постоянно
носят одноразовые подгузники (до 2-х лет и старше) не вырабатывают навыки
поведения (обращения со своим телом) свойственные их анатомическим
особенностям. Они привыкают, что у них между ног постоянно присутствует
довольно толстая прокладка (подушка) и когда их начинают выводить гулять без
подгузников они на протяжении 2-3-х недель нещадно бьются своими яичками о
различные элементы детской площадки. У них нет навыка правильно садиться или
перелезать через перекладину и им приходится учиться таким болезненным опытным
путем.
Конечно, одноразовые подгузники очень
облегчают жизнь родителям маленьких детей. Это очень полезная вещь, когда вы
отправляетесь с ребенком в гости или к врачу или на прогулку. Но мне кажется не
стоит использовать их постоянно и надо стараться расстаться с ними как можно
быстрее (до 1,5-2-х лет). Необходимо дать возможность формироваться
естественным навыкам и идти естественному развитию. На свете существует много
одноразовых вещей, которые облегчают нашу жизнь, но мы пользуемся ими не
постоянно, а от случая к случаю. И я предлагаю вам отнестись к «памперсам» ну
скажем как к одноразовой посуде: ей удобно пользовать на пикнике или на даче,
но никто не ест из нее постоянно.
Васильева Екатерина, психотерапевт
|На главную| |В раздел от 0 до года|